На какие суда не распространяется кодекс ктм

Статья 311. Обстоятельства, исключающие ответственность

СТ 311 КТМ РФ 1. В случае, если столкновение судов произошло случайно или вследствие непреодолимой силы либо невозможно установить причины столкновения судов, убытки несет тот, кто их потерпел. 2. Правило, установленное пунктом 1 настоящей статьи, применяется и в случае, если суда или одно из них находились в момент столкновения на якоре либо были закреплены иным способом.

§ 1. Комментируемая статья воспроизводит содержание ст. 2 Конвенции о столкновении 1910 г. § 2. Пункт 1 ст. 311 распространяется на отношения между владельцами столкнувшихся судов, а также на отношения между судовладельцем и третьими лицами, которым были причинены убытки на борту другого судна, участвующего в столкновении (грузовладельцами, пассажирами, членами судового экипажа и т.д.).

Этот вывод следует из содержания ст. 313 КТМ РФ, предусматривающей совместную — солидарную либо долевую — ответственность судовладельцев перед третьими лицами лишь в случаях столкновений, вызванных виной всех столкнувшихся судов.

О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ в отношении понятия каботажной перевозки и исключительного использования судов под флагом РФ

В соответствии со ст.

1 ФЗ N 460, расширено понятие торгового мореплавания в ст.

2 КТМ РФ. Теперь оно включает в себя, дополнительно, операции по хранению грузов с использованием судов, а так же проведение морских ресурсных исследований. Статья 4 КТМ РФ полностью изменена и изложена в новой редакции. Часть 1 указанной статьи предусматривает перечень операций, которые могут производиться исключительно с использованием судов под флагом РФ.

В перечень входят: 1) каботаж; 2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ; 3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ.

Статья 152. Срок и маршрут перевозки груза

СТ 152 КТМ РФ Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом. § 1. Срок доставки груза определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — в разумный, обычно принятый срок.

Статья 792 ГК РФ устанавливает, что срок доставки груза определяется в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Отсутствие в ст. 152 КТМ РФ упоминания о порядке определения сроков доставки груза еще не означает, что на морском транспорте сроки доставки устанавливаются только соглашением сторон.

Согласно п. 2 ст. 5 КТМ РФ федеральный орган исполнительной власти в области транспорта издает в соответствии с КТМ РФ и другими законами и иными нормативными

Статья 33. Реестры судов Российской Федерации

СТ 33 КТМ РФ 1.

Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее — реестры судов): 1) Государственном судовом реестре; 2) реестре маломерных судов; 3) бербоут-чартерном реестре; 4) Российском международном реестре судов; 5) реестре строящихся судов.

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров. 2. Право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

Статья 130. Сталийное время

СТ 130 КТМ РФ 1.

Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. 2. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза.
3. В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время.

4. В случае, если погрузка груза началась до начала течения сталийного времени, фактически затраченное на погрузку груза время засчитывается в сталийное время.

5.

Статья 177. Определение договора морской перевозки пассажира

СТ 177 КТМ РФ 1.

По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа. 2. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, осуществляется ли фактически перевозка пассажира таким лицом или фактическим перевозчиком.

Фактическим перевозчиком является иное, чем перевозчик, лицо, которое, являясь судовладельцем, фактически осуществляет всю перевозку пассажира или ее часть. 3. Пассажиром является физическое лицо, заключившее договор морской перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна. § 1.

Статья 8. Судовладелец

СТ 8 КТМ РФ Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

§ 1. Для того чтобы считаться судовладельцем, лицо должно эксплуатировать судно от своего имени и на законном основании.

Например, от своего имени судно эксплуатируется фрахтователем по договору тайм — чартер или бербоут — чартер. Весьма распространенной в настоящее время является передача судна в доверительное управление для его эксплуатации за вознаграждение в интересах собственника по договору доверительного управления (см.

комментарий к ст. 14). Одним из законных оснований является административный акт соответствующего государственного органа (Госкомимущества). Например, суда, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за казенными предприятиями — на праве оперативного управления.

§ 2.

Статья 29. Выдача судовых документов

СТ 29 КТМ РФ 1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на судно выдаются органом, осуществляющим государственную регистрацию судна. 2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается в отношении судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение трех дней с даты получения сведений об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на судовую радиостанцию.

3. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации. 4. За выдачу документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5.

Статья 376. Регистрация ипотеки судна или строящегося судна

СТ 376 КТМ РФ 1. Ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно.

2. Ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в Российской Федерации.

3. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно. Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ. При регистрации права собственности на строящееся судно выдается соответствующее свидетельство.